Закон о государственном контроле предпринимательской деятельности

Контролем считается любая форма проверки, ревизии, аудита, оценки и/или анализа, предпринятая контролирующим органом на месте и/или посредством прямого запроса от проверяемого лица документов и другой информации, которую он в соответствии с законом не обязан периодически представлять, по почте, в том числе электронной, или по телефону.

Закон о государственном контроле предпринимательской деятельности (ч.2 ст.1) регулирует:

- организацию и осуществление контроля;

- установление основных принципов контроля;

- установление процедуры осуществления контроля.

Положения настоящего закона не распространяются на:

- деятельность органов уголовного преследования, контроль, публичных финансовых средств и управления государственным имуществом, который регламентируется специальными законами;

- контроль, осуществляемый в налоговой, таможенной и финансовой (банковской и небанковской) областях.

Обращаем внимание, что среди прочих положений включающих основные принципы контроля закон предусматривает:

- учет всех действий и актов контроля;

- право обжалования любого факта или акта контроля и возмещения причиненного ущерба;

- недопущение наличия имущественного интереса контролера путем исключения прямого отчисления в бюджет соответствующего контролирующего органа сумм взимаемых штрафов;

- недопущение нарушения и/или приостановления деятельности проверяемого лица.

Контролирующий орган имеет право осуществлять контроль проверяемого лица только в случае, если он наделен соответствующими полномочиями и соблюдает все предусмотренные сроки, проводимого контроля. Контролирующий орган имеет право осуществлять контроль только по аспектам, которые относятся к его исключительной компетенции, прямо предусмотренной законодательством, и, которые не подлежат контролю другими контролирующими органами.

Один и тот же контролирующий орган не имеет права осуществлять контроль одних и тех же лиц более одного раза в течение календарного года, Контролирующие органы не имеют права изменять график планового контроля и/или выполнять плановый контроль, не включенный в график контроля, однако перечисленное не относится к Внезапному контролю.

Контролирующий орган отправляет лицу, подлежащему контролю, один экземпляр решения о контроле, чтобы фактическое время от получения экземпляра решения о проведении контроля до момента начала контроля составляло не менее 5 рабочих дней. Указанное не относится к проведению внезапного контроля, в таком случае решение предоставляется под роспись лицу, подлежащему контролю, не позднее начала контроля.

Внезапный контроль не может проводиться на основе непроверенной информации и/или информации, происходящей из анонимного источника, а также в случае если орган, наделенный функциями контроля, имеет какие-либо другие прямые или косвенные способы получения необходимой информации.

Контроль осуществляется на основании решения руководителя контролирующего органа.

Решение о контроле должно содержать следующие данные:

- наименование (имя) лица, подлежащего контролю; вид контроля и его цель;

- основания осуществления контроля – в случае внезапного контроля;

- вопросы, которые должны быть рассмотрены в ходе контроля;

- полное имя контролера (контролеров);

- сроки осуществления контроля;

- период деятельности, подлежащий контролю.

Контролер имеет право начать контроль, только при соблюдении в совокупности условий предусмотренных ст.21 настоящего закона.

Контроль может осуществляться только контролером (контролерами), непосредственно указанным в направлении на контроль.

Независимо от основания контроля, на которое делается ссылка, и вида контроля таковой не может осуществляться и направление на него становится недействительным по истечении 10 календарных дней. В случае внезапного контроля 10-дневный срок может быть продлен еще на 10 дней руководителем контролирующего органа, решение о продлении может быть обжаловано проверяемым лицом (ст.22).

Закон о государственном контроле предпринимательской деятельности также устанавливает права и обязанности, как органов контроля, так и проверяемого лица.

Контролер имеет право (ст.23):

- входить в любое помещение, используемое предпринимателем в своей деятельности, за исключением места проживания, без разрешения законного владельца. В случае необходимости контролер может войти в место проживания или приравненное к нему помещение с помощью полиции, в соответствии с законом;

- запрашивать информацию, сертификаты, лицензии, разрешения и другие обязательные документы, относящиеся предмету контроля, делать копии с оригиналов представленных или обнаруженных им документов. Если копии не могут быть сделаны на месте контроля или не могут быть обеспечены проверяемым лицом, контролер вправе осуществить изъятие носителей информации под расписку, которой обязуется их вернуть;

- проверять и измерять ценности, отбирать их образцы с составлением акта отбора образцов. В этих целях контролер вправе вскрывать пакеты, упаковки, срывать печати. Если ценности не могут быть проверены, измерены или образцы таковых не могут быть отобраны, контролер вправе изъять их с вручением расписки проверяемому лицу;

- досматривать транспортные средства при наличии информации, что в них находятся ценности, являющиеся предметом контроля.

Контролер обязан (ст. 24):

- проинформировать проверяемое лицо о его правах и обязанностях; предоставить проверяемому лицу в электронной форме или на бумажном носителе все нормативные акты и нормативные документы, которые будут использоваться в ходе контроля и в соответствии с которыми осуществляется контроль;

- обеспечить проверяемому лицу необходимую поддержку для полного понимания положений нормативных актов и нормативных документов, на основании которых осуществляется контроль;

- объективно и беспристрастно оценивать все аспекты, связанные с осуществлением контроля;

- обеспечивать целостность ценностей и документов проверяемого лица;

- внести в начале контроля в журнал учета контроля необходимые записи;

- предъявить служебное удостоверение и позволить проверяемому лицу ознакомиться с ним;

- не разглашать содержание документов и сведений, с которыми он ознакомился в процессе осуществления контроля, кроме как в рамках сотрудничества с другими контролирующими органами;

- прилагать к акту контроля любые документы или их копии и письменные объяснения проверяемого лица и/или его работников;

- составить акт контроля и вручить проверяемому лицу один его экземпляр.

Контролер не имеет права (ст. 24):

- запрашивать и изучать документы и сведения, не относящиеся к его компетенции и не имеющие отношения к предмету контроля;

- проверять аспекты, которые согласно закону подлежат контролю другими контролирующими органами; в случае внезапного контроля осуществлять контроль без представителей проверяемого лица. Этот запрет теряет силу по истечении трех рабочих дней, испрошенных для прибытия представителей;

- запрашивать и использовать ресурсы проверяемого лица (помещения, транспорт, компьютеры, копировальные машины, канцелярские предметы и т.п.) без его согласия.

Проверяемое лицо имеет право (ст. 25):

- проверить направление на контроль, мандат на право контроля и ознакомиться со служебным удостоверением контролера;

- быть проинформированным о своих правах и обязанностях;

- обжаловать действия контролера (контролеров);

- представлять доказательства и объяснения в свою пользу;

- требовать приложения к акту контроля любых документов или их копий, на которых оно вправе ставить свою подпись, и давать письменные объяснения, а также требовать включения в акт контроля отметок о каких-либо фактах или правах/обязанностях;

- требовать, в обоснованных случаях, от контролирующего органа один раз приостановления или переноса контроля в случае, когда осуществление контроля нарушит нормальное функционирование этого лица или приведет к приостановлению его деятельности, или в случае, когда в силу объективных причин оно не может быть подвергнуто контролю;

- ознакомиться с актом контроля и констатирующими протоколами, составленными в ходе контроля; принимать участие лично или через своего представителя в процессе контроля.

Проверяемое лицо обязано (ст. 26):

- представлять документы и сведения, запрашиваемые контролером (контролерами) для осуществления контроля, которые непосредственно связанны с предметом контроля;

- вести журнал учета контроля, осуществляемого контролирующими органами;

- разрешать контролерам доступ в свои служебные помещения в рабочее время;

- обеспечивать присутствие своего руководителя (заместителя руководителя) или руководителя своего подразделения, ответственного за аспекты, связанные с осуществляемым контролем, в случае планового контроля.

В случае внезапного контроля обеспечить присутствие указанных лиц сразу, как это будет возможно исходя из объективных обстоятельств. Проверяемое лицо и его работники обязаны в пределах своих полномочий сотрудничать с контролером и содействовать осуществлению его прав. Контролируемое лицо, связанное обязательством конфиденциальности в силу закона, может отказаться от сотрудничества, но только в тех пределах и в той мере, в каких требование контролера входит в конфликт с обязательством конфиденциальности.

Любая констатация факта, который в дальнейшем не сможет быть доказан или который препятствует осуществлению контроля (отсутствие лица по указанному адресу, ограничение доступа, отказ в предоставлении запрашиваемых документов и т.д.), совершенная контролером в процессе осуществления контроля, вносится в констатирующий протокол, подписываемый контролером и представителем проверяемого лица или, в случае отказа или невозможности присутствия такового, по меньшей мере двумя свидетелями.

Если в ходе контроля, осуществленного контролирующим органом, установлены нарушения законодательства, контролирующий орган издает предписание об устранении нарушений законодательства. Предписание вручается под роспись лицу, подлежащему контролю, или отправляется ему заказным письмом.

Лицо, подлежащее контролю, обязано устранить указанные в предписании нарушения в течение не более одного месяца со дня вручения ему такового под роспись или отправления заказным письмом либо в иной срок (меньший), точно установленный в предписании. По истечении, установленного срока должны быть предоставлены, необходимые подтверждения об устранении нарушений законодательства.

Если лицо, подлежащее контролю, не устраняет нарушения в срок, контролирующий орган обязан издать повторное предписание с установлением нового срока продолжительностью до одного месяца со дня истечения срока, предоставленного первым предписанием. Если нарушения не устранены в срок, установленный повторным предписанием, контролирующий орган применяет в отношении соответствующего лица санкции, установленные законодательством.

В случае устранения соответствующих нарушений лицо, подлежащее контролю, освобождается полностью или частично от санкций, которые могли быть применены к нему. Контролер составляет протокол о применении санкции незамедлительно после издания акта контроля при наличии опасности для жизни и здоровья людей или для общественного порядка либо при обнаружении очевидного ущерба, нанесенного третьим лицам вследствие нарушений.

Перечень органов, наделенных правом инициировать контроль и предоставлять мандат на право контроля в соответствующих областях, представлен в приложении к закону.

С полным текстом Закона возможно ознакомиться по следующему адресу:

На русском языке | На государственном языке

Закон Парламента Республики Молдова № 131 от 08.06.2012 о государственном контроле предпринимательской деятельности.

Опубликован Monitorul Oficial №181-184 от 31.08.2012. Закон вступает в силу по истечении шести месяцев со дня его опубликования.


 

Закон о внесении изменений и дополнений к Кодексу о правонарушениях Республики Молдова

Законом о внесении изменений и дополнений к Кодексу о правонарушениях Республики Молдова № 208 от 17.11.2016 (вступает в силу с 16.03.2017), помимо иных изменений, внесены изменения в отношении размера одной условной единицы за правонарушения. Следовательно, начиная с 16.03.2017 одна условная единица будет равна 50 леям, что приведет к существенному изменению размера штрафов.

Положение об одобрении обязательств, предложенных предприятиями

В соответствии с Постановлением Пленума Совета по конкуренции № 2 от 22 января 2015 года Совет по Конкуренции утвердил «Положения об одобрении обязательств, предложенных предприятиями».



На основании пункта c) части (1) статьи 41 и пункта f) части (6) статьи 46 Закона о конкуренции № 183 от 11 июля 2012 года, с целью воплощения Сообщения Комиссии о корректирующих мерах, приемлемых в рамках Регламента Совета (ЕС) № 139/2004, и на основании Регламента Комиссии (ЕС) № 802/2004 (2008/C 267/01), опубликованного в Официальном журнале Европейского Союза C-267/1 от 22 октября 2008, Пленум Совета по конкуренции утвердил Положение об одобрении обязательств, предложенных предприятиями.

Регулирование электронного документооборота

Парламент Республики Молдова принял Закон об электронной подписи и электронном документе. Закон устанавливает правовой режим электронной подписи и электронного документа, включая основные требования относительно их действительности, и основные требования к сертификационным услугам. (Закон об электронной подписи и электронном документе №91 от 29.05.2014).

Изменения и дополнения Закона о внутренней торговле

Парламент Республики Молдова принял законы, вносящие изменения и дополнения в статью 8 Закона о внутренней торговле № 231 от 23.09.2010 года. (Закон № 41 от 21.03.2013 о внесении изменений в некоторые законодательные акты и Закон № 42 от 21.03.2013 о внесении изменения и дополнения в статью 8 Закона о внутренней торговле № 231 от 23 сентября 2010 года).

Закон о неправомерных условиях в договорах, заключенных с потребителями

Создание соответствующей правовой базы для обеспечения защиты экономических интересов потребителей путем запрета и предупреждения использования неправомерных условий в заключенных между коммерсантами и потребителями договорами (Закон Парламента о неправомерных условиях в договорах, заключенных с потребителями № 256 от 09.12.2011).

© 1997-2016 Юридическая Компания "Brodsky Uskov Looper Reed & Partners"

SEO Promotion sem/seo/aso promotion

Brodsky Uskov Looper Reed & Partners предоставляет юридические услуги в Республике Молдова. Спектр действий компании заключается в правовых консультациях, адвокатских услугах и в правовой поддержке местных и иностранных компаний, работающих в Республике Молдова и в Восточной и Центральной Европе. Деятельность компании охватывает юридические аспекты предпринимательской деятельности, в том числе инвестиционные правовые аспекты в Молдове, юридический консалтинг в сфере трудового права, семейного права, недвижимости и имущества а также во многих других юридических аспектах. Brodsky Uskov Looper Reed & Partners включает в себя команду профессиональных и компетентных адвокатов, которые готовы предоставить юридические обслуживание в таких областях, как международные сделки, инвестиционная деятельность, законодательство в сфере недвижимости, интеллектуальной собственности, страхового права, проблемы банкротства и взаимоотношений с государственными учреждениями. Компания является одной из наиболее компетентных и надежных фирм в Восточной Европе и ее деятельность на протяжении многих лет в качестве юридического советника принесло много преимуществ экономическому развитию Республики Молдова.

Law on State Control over Business Activity

Control is any form of verification, audit, evaluation and/or review by the supervisory authority in place and/or by direct request from inspected individual for documents and other information. In accordance with the law shall have no obligation to report periodically, through the mail, including email, or by phone.

The law on State control of business activity (ch. 2 art. 1) regulates:

- organizing and implementing controls;

- establishing the basic principles of the control;

- establishing the monitoring procedures of the control.

The provisions of this Law shall not apply to:

- the activities of the bodies of criminal investigation, the control of public funds and State property management, which is regulated by special laws;

- the control, implemented in the tax, customs and financial (banking and non-banking) areas.

We draw your attention to the fact that, among other provisions, including the basic principles of the control, the law provides:

- the record of all actions and acts of control; the right to appeal any fact or act of control and compensation of caused damages;

- eliminating the presence of property interest of the controller by removing the direct contributions to the budget of the supervisory authority the amounts levied in fines;

- preventing of violations and/or suspension of the activities of the controlled person.

The supervisory authority has the right to exercise control of a person only if he has relevant powers and in compliance with all prescribed deadlines, of the control. The supervisory authority has the right to control only on the aspects within its exclusive competence, directly provided for by the legislation, and who are not subject to control by other regulatory agencies.

The same supervisory authority has the right to monitor the same person more than once in a calendar year, regulators do not have the right to change the schedule of the planned monitoring and/or perform routine monitoring that is not included in the chart control, but this is not a surprise control. Supervisory authority sends the person to be monitored, one instance of the control decision, to the actual time of receipt of an instance of a control to the start of control is not less than 5 working days.

This does not apply to the surprise control, in this case, the solution is provided to the person under signature verifiable, no later than the beginning of the control. Surprise control cannot be carried out on the basis of unverified information and/or information coming from an anonymous source, and when the authority with functions of control, has any other direct or indirect means of obtaining the necessary information.

Control is exercised on the basis of the decision of the head of supervisory authority.

The decision on the control should contain the following data:

- the title (name) of the person subject to inspection;

- the control view and its purpose;

- the reason for monitoring – in case of a sudden control;

- the issues to be considered during the inspection;

- the fully qualified name of the controller (controllers);

- the implementation time control; the period of the activity to be monitored.

The controller has the right to begin the control, only if following the conditions provided for in the article 21 of this law. Control can be exercised only by the controller (controllers), directly specified in the direction at the controls. Regardless of the reason, to which reference is made, and the type of control that could not be exercised and direction to it becomes invalid after 10 calendar days.

In the event of a sudden control, the 10-day period may be extended for another 10 days, by the head of the supervisory authority, the decision on the extension may be appealed in a verifiable person (art. 22). The Law on State control over business activities also establishes the rights and duties, both the control body and the controlled persons.

The controller has the right (art. 23):

- to enter any premises, used by the employer in its activities, with the exception of the place of residence without the permission of the rightful owner. If necessary, the controller may log in to their place of residence or equivalent thereto by the police premises, in accordance with the law;

- to request information, certificates, licenses, permits, and other binding instruments related to the subject of control, to make copies from the originals submitted or found them documents. If a copy cannot be made on site monitoring or may not be verifiable by the controller, the controller shall be entitled to seize information carriers against receipt, which undertakes to return;

- to test and measure values, select their samples with an act of sampling. To this end, the controller shall have the right to open the packages, packets, pluck press. If a value cannot be verified, measured or samples thereof cannot be selected, the controller has the right to withdraw them from handing receipts to a verifiable person;

- to search vehicles if there is information that, they are values that are the subject of the control.

The controller is obliged (art. 24):

- inform verifiable person about his/her rights and duties;

- provide verifiable person, in electronic form or on paper all statutes and regulations that would be used in the control and in accordance with which the control is made;

- provide to the verifiable person the necessary support for a full understanding of the provisions of the acts and regulations on the basis of which the control is made;

- objectively and impartially evaluate all aspects related to the implementation of control;

- ensure the integrity of the assets and documents of the person;

- make entries in the control register at the beginning of the control;

- present official identification and allow verifiable person read it;

- do not disclose the content of documents and information, which he obtained in the exercise of control, in case of cooperation with other supervisory bodies;

- to attach to the Act of control any of the documents or their copies and written explanations of the person and/or its employees;

- to make an act of control and give to the verifiable person one instance.

The controller does not have the right (art. 24):

- request and examine documents and information related to its competence and not relevant to the subject of control; to test the aspects, which under the law are a subject of control by other regulatory authorities;

- in case of a sudden control, to monitor without the representatives of the verified person. The ban will expire after three working days requested for the arrival of representatives;

- seek and utilize the resources of the verified person (accommodation, transportation, computers, copiers, Office supplies, etc.) without his consent.

The verified person has the right (art. 25):

- to check the direction of the control, a mandate of the right to control and read the official identity of the controller;

- to be informed of their rights and responsibilities;

- to appeal against the actions of the controller (controllers);

- present evidence and explanations to your advantage;

- to demand an attachment to the act of control any documents or copies thereof, in which it has the right to put their name, and to provide written explanations, and claim to be included in the act of control marks of any facts or the rights/responsibilities;

- to require, in justified cases, the supervisory authority once the suspension or transfer of control in cases where monitoring would disrupt the normal functioning of that person or will lead to the suspension of its activities, or if due to objective reasons it might not be subjected to verification;

- to familiarize yourself with the Act of monitoring and ascertaining protocols, drawn up during the monitoring;

- to participate personally or through his representative in the process of control.

The verified person is obliged (art. 26):

- provide documents and information requested by the controller (controllers) for control, which is directly connected with the subject of control;

- maintain a register of control, exercised by the supervisory bodies;

- allow inspectors access to its premises during business hours;

- ensure the presence of the Chief (Deputy Chief) or the head of the responsible unit for aspects related to ongoing supervision, in the case of routine control.

In the event of a sudden control to ensure the presence of such persons as soon as possible on the basis of objective circumstances. The person being tested and its employees shall, within the limits of their powers, to cooperate with an inspector and facilitate his rights. The controlled person, bound by the obligation of confidentiality under the law, can refuse to cooperate, but only to the extent that any requirement of the controller is in conflict with an obligation of confidentiality.

Any statement of fact, which cannot be proved or which impede the implementation of the control (no person at a specified address, access restrictions, refusal to provide the requested documents, etc.), done by the controller in the process of monitoring, is entered into concerning the Protocol signed by the controller and the representative of the person or, in the case of refusal or inability to attend, at least two witnesses.

If during the monitoring, carried out by the supervisory authority, are violations of the law, the supervisory authority shall issue an injunction to eliminate violations. Instruction is given to the person against signature, verifiable, or sent to him by registered mail. A person under supervision must address specified in rule violations within not more than one month from the date of service of the notice on receipt or send by registered mail or within another period (lower), determined in the order.

At the end of the deadline, should be provided the necessary evidence of violations elimination. If a person under supervision, not eliminates the violations in time, the supervisory authority shall issue a precept to the establishment of a new second term of up to one month from the date of expiry provided the first prescription.

If the violations are not remedied within the time-limit fixed by regulation, the supervisory authority shall apply in respect of the person concerned the sanctions established by law. In case of elimination of the violations a person subject to supervision, shall be exempt from all or part of the sanctions that could be applied to it.

The controller makes the Protocol related to the application of the sanctions immediately after the issuance of the instrument in the presence of control risks to human life and health or to public order or if there is obvious damage caused to third persons as a result of violations. The list of authorities, authorized to initiate monitoring and provide the mandate on the right to control in their respective fields, presented in the annex to the Act.

The full text of the Law is available at the following address:

In Russian language | In state language

The Law of the Parliament of the Republic of Moldova No. 131 of 08.06.2012 on State control of business activity).

Published in Monitorul Oficial No.181-184 as of 31.08.2012. The Law comes into force after six months from its publishing.


 

Law on Amendment and supplementation of the Code of Administrative Offences of the Republic of Moldova

By Law on Amendment and supplementation of the Code of Administrative Offences of the Republic of Moldova no. 208 as of 17.11.2016 (which will come into force on 16.03.2017) was modified a fine amount of conventional unit, so that, from the date of 16.03.2017 a conventional unit will be equal to 50 lei, which will cause the essential change of imposed fine amount.

The Provisions of the Approval on Obligations, which are Offered by Enterprises

In accordance with the Decision of the Plenum of the Competition Council No.2of January 22, 2015, the Competition Council approved the "Provisions of the approval on obligations, which are offered by enterprises."



Under the clause c) of paragraph (1) of Article 41 and paragraph f) (6) of Article 46 of the Competition Law No.183 of July 11, 2012, in order to implement the Commission Communication on the corrective measures, that are acceptable under Council Regulation (EU) No. 139/2004, and on the basis of Council Regulation (EU) No. 802/2004 (2008 / C 267/01), published in the Official Journal of the European Union C-267/1 of October 22, 2008, the Plenum of the Competition Council approved the Provisions of the approval on obligations, which are offered by enterprises.

Regulation of Electronic Documents Management

Parliament of the Republic of Moldova adopted the Law on electronic signature and electronic document. The law establishes the legal status of electronic signatures and electronic documents, including the basic requirements for their validity and for certification services. (Law on Electronic Signature and Electronic Document №91 from 29.05.2014).

Changes and Additions to the Law on Internal Trade

The Parliament of the Republic of Moldova adopted the laws, which introduce changes and additions to the article 8 of the Law on internal trade No. 231 as of 23.09.2010. (Law No. 41 as of 21.03.2013 on introducing some legislative acts and Law No. 42 as of 21.03.2013 on introducing changes and additions to the article 8 of the Law on internal trade No. 231 as of 23.09.2010).

Law on Unfair Terms in Consumer Contracts

Creating of an appropriate legal framework to protect the economic interests of consumers by prohibiting and preventing the use of illegal conditions in Agreements concluded between merchants and consumers (Law of Parliament on unlawful terms in contracts concluded with consumers No 256 as of 09.12.2011).

© 1997-2016 Law Firm "Brodsky Uskov Looper Reed & Partners"

SEO Promotion sem/seo/aso promotion

Brodsky Uskov Looper Reed & Partners is the largest company of legal advising and consultancy in the Republic of Moldova. It offers expertise in local and international jurisprudence and legal practice in matters related to business activities, interactions with state bodies, real estate, investment and other legal matters. The company a team of professional lawyers that provides paralegal services and legal assistance in business related domains like international companies registration, investment policies and juridical aspects, as well in other law suit assistance in domains like employment law, insurance law, probate law, family law, real estate jurisprudence and bankruptcy related services. Brodsky Uskov Looper Reed & Partners offers legal support and juridical consultancy services for local and foreign companies and their representations. It has a team of experienced attorneys and experts that provides legal consulting in issues of investments, project financing and representation of the companies in the relations with the local government and other state entities.