Закон о защите конкуренции в Республике Молдова

Закон о конкуренции № 183 призван урегулировать отношения, связанные с защитой, поддержанием и стимулированием конкуренции для продвижения законных интересов потребителей.

В соответствии с положениями ст. 10 Закона № 183 считается, что одно или несколько предприятий занимают доминирующее положение на соответствующем рынке в ситуации, когда их доля или их совокупные доли на данном соответствующем рынке, зарегистрированные в подвергнутый анализу период, превышают 50 процентов.

Также Законом № 183 в главе IV вводится понятие экономической концентрации.

В соответствии с положениями ст. 20 Операция по экономической концентрации имеет место в случае, когда изменение на длительный период времени контроля происходит в результате:

a. слияния двух или более ранее независимых предприятий или частей ранее независимых предприятий;

b. приобретения одним или несколькими лицами, которые уже контролируют по крайней мере одно предприятие, или одним или несколькими предприятиями путем покупки ценных бумаг (долей) или активов или на основании договора либо иным образом прямого или косвенного контроля над одним или несколькими предприятиями либо их частями, в том числе путем создания совместного общества, которое выполняет в течение длительного периода времени все функции независимого хозяйствующего субъекта.

Также в соответствии с положениями ст. 22 Закона № 183 операции по экономической концентрации подлежат оценке и доводятся до сведения Совета по конкуренции до их реализации, когда общий оборот, достигнутый на вовлеченных предприятиях за предыдущий год, превышает 25 000 000 леев, и существуют по крайней мере два предприятия, вовлеченных в операции, общий оборот которых достиг на территории Республики Молдова за предшествующий операции год более 10 000 000 леев у каждого в отдельности.

Консультант обращает внимание на тот факт, что Законом в ст. 54 устанавливается право совета по конкуренции запрашивает информацию в письменной форме с указанием юридического основания и цели запроса, уточняет запрашиваемую информацию, устанавливает разумный срок, в течение которого должна быть представлена информация, а также указывает предусмотренные законом санкции за непредставление информации или представление неточной, неполной или вводящей в заблуждение информации.

Предприятия и ассоциации предприятий не могут обязываться признать, что они совершили нарушение, но они обязаны отвечать на фактические вопросы и представлять документы и информацию, даже если эти документы и информация могут быть использованы против них или против другого предприятия для установления наличия нарушения.

Обязанность представить запрашиваемую информацию от имени данного предприятия или ассоциации предприятий принадлежит собственникам предприятий или представителям предприятий или ассоциаций предприятий, а в случае юридических лиц, а также обществ и ассоциаций, не имеющих статуса юридического лица, – лицам, уполномоченным их представлять на основании закона или устава.

Также во исполнение своих обязанностей Совет по конкуренции вправе опросить любое физическое или юридическое лицо, с его согласия, в целях получения информации по предмету расследования.

Если работники Совета по конкуренции хотят опросить лицо, они должны перед опросом указать юридическое основание (распоряжение Пленума Совета по конкуренции об инициировании расследования) и цель опроса, свое намерение записать опрос и право лица отказаться от опроса.

В соответствии с положениями ст. 67 и 68 Закона № 183 в отступление от Кодекса о правонарушениях штрафы устанавливаются за нарушения материальных и процессуальных норм законодательства о конкуренции и устанавливаются в соответствии с Законом № 183

a) деяния небольшой тяжести: базовый уровень определяется в размере до 0,15 процента от общего оборота согласно статье 67;

b) деяния средней тяжести: базовый уровень определяется в размере от 0,15 до 0,25 процента от общего оборота согласно статье 67;

c) тяжкие деяния: базовый уровень определяется в размере от 0,25 до 0,45 процента от общего оборота согласно статье 67.

Решения, предписания и приказы Совета по конкуренции, могут быть обжалованы в соответствии с положениями ст. 41 Закона № 183 в течение 30 календарных дней со дня их получения непосредственно в компетентный административный суд.

С полным текстом Закона возможно ознакомиться по следующему адресу:

На русском языке | На государственном языке

Закон Парламента о конкуренции № 183 от 11.07.2012, опубликован в Monitorul Oficial 193-197/667 от 14.09.2012.

Закон вступает в силу с момента опубликования, за исключением положений, связанных с одобрением предложенных предприятиями обязательств, которые вступают в силу с 01.01.2015.

Со дня вступления в силу признаются утратившими силу:

Закон об ограничении монополистической деятельности и развитии конкуренции № 906 от 29.01.1992

Закон о защите конкуренции № 1103 от 30.07.2000.


 

Закон о внесении изменений и дополнений к Кодексу о правонарушениях Республики Молдова

Законом о внесении изменений и дополнений к Кодексу о правонарушениях Республики Молдова № 208 от 17.11.2016 (вступает в силу с 16.03.2017), помимо иных изменений, внесены изменения в отношении размера одной условной единицы за правонарушения. Следовательно, начиная с 16.03.2017 одна условная единица будет равна 50 леям, что приведет к существенному изменению размера штрафов.

Положение об одобрении обязательств, предложенных предприятиями

В соответствии с Постановлением Пленума Совета по конкуренции № 2 от 22 января 2015 года Совет по Конкуренции утвердил «Положения об одобрении обязательств, предложенных предприятиями».



На основании пункта c) части (1) статьи 41 и пункта f) части (6) статьи 46 Закона о конкуренции № 183 от 11 июля 2012 года, с целью воплощения Сообщения Комиссии о корректирующих мерах, приемлемых в рамках Регламента Совета (ЕС) № 139/2004, и на основании Регламента Комиссии (ЕС) № 802/2004 (2008/C 267/01), опубликованного в Официальном журнале Европейского Союза C-267/1 от 22 октября 2008, Пленум Совета по конкуренции утвердил Положение об одобрении обязательств, предложенных предприятиями.

Регулирование электронного документооборота

Парламент Республики Молдова принял Закон об электронной подписи и электронном документе. Закон устанавливает правовой режим электронной подписи и электронного документа, включая основные требования относительно их действительности, и основные требования к сертификационным услугам. (Закон об электронной подписи и электронном документе №91 от 29.05.2014).

Изменения и дополнения Закона о внутренней торговле

Парламент Республики Молдова принял законы, вносящие изменения и дополнения в статью 8 Закона о внутренней торговле № 231 от 23.09.2010 года. (Закон № 41 от 21.03.2013 о внесении изменений в некоторые законодательные акты и Закон № 42 от 21.03.2013 о внесении изменения и дополнения в статью 8 Закона о внутренней торговле № 231 от 23 сентября 2010 года).

Закон о государственном контроле предпринимательской деятельности

Первого марта 2013 года вступает в силу Закон о государственном контроле предпринимательской деятельности.(Закон Парламента Республики Молдова № 131 от 08.06.2012 о государственном контроле предпринимательской деятельности).

© 1997-2016 Юридическая Компания "Brodsky Uskov Looper Reed & Partners"

SEO Promotion sem/seo/aso promotion

Brodsky Uskov Looper Reed & Partners специализируется на предоставлении правовой помощи и юридического консалтинга в Республике Молдова. Суть работы компании отражается в правовой помощи во всех областях, особенно в консалтинговых услугах в сфере бизнеса и собственности. Имея профессиональную команду адвокатов и юристов Brodsky Uskov Looper Reed & Partners зарекомендовала себя на протяжении многих лет как одна из наиболее важных организаций по правовой поддержки и правовой помощи фирмам и организациям из Молдовы и Восточной Европы. Одна из наших целей состоит в том, чтобы использовать и внедрять международные стандарты ведения бизнеса в юриспруденции и консультационные услуги предоставляются в соответствии с новыми положениями и нормативными актами действующего законодательства. Brodsky Uskov Looper Reed & Partners уделяет особое внимание области инвестиций, финансово – банковского права, корпоративного права и правовой экспертизы бизнес - предприятий.

Law on Protection of Competition in the Republic of Moldova

Competition Law No. 183 is intended to regulate relations related to the protection, preservation and promotion of competition to promote the interests of consumers.

In accordance with art. 10 of the Law No. 183 are considered that one or more companies in the relevant market dominate in a situation where their rate or combined share in the relevant market, during the period under review, more than 50 percent.

Also Law No. 183, in Chapter IV introduces the concept of economic concentration.

In accordance with art. 20, economic concentrations take place if the amendment for an extended period of control occurs as a result:

a. a merger of two or more previously independent undertakings or parts of previously independent companies;

b. acquisition by one or more persons already controlling at least one undertaking, or by one or more companies by purchasing securities (shares) or assets, by contract or otherwise, direct control or indirectly to one or more undertakings or parts thereof, including by establishing a joint venture, which made for a long time, all the functions of an independent economic entity.

Also, in accordance with Art. 22 of the Law No. 183, economic concentrations will be assessed and reported to the Competition Council before implementation, when the total turnover of the undertakings concerned in the preceding year exceeds 25 million MDL, and there are at least two companies involved in the transaction, the total turnover realized in Republic of Moldova for operations of last year 10 million MDL, each separately.

The consultant draws the attention that the Law in art. 54 establishes the right to request information in writing to the Competition Council, specifying the legal basis and purpose of the request, requested information, a reasonable time in which information should be provided and indicate the legal sanctions for failure to provide information or providing information inaccurate, incomplete or misleading.

Businesses and business associations cannot be compelled to admit that they have committed a violation, but they are required to answer factual questions and to provide documents and information, even if the documents and information may be used against them or another company to establish a violation.

Obligation to provide the information requested on behalf of the enterprises or association of enterprises is owned by the owners or representatives of commercial enterprises or associations of enterprises, and in case of legal persons and companies and associations which do not have legal status - persons authorized to represent them by law or by statute.

Also, in accordance with its obligations Competition Council has the right to interview any physical or legal person, with his consent, in order to obtain information about the investigation.

If the Competition Council employees want to interview people, before the interview they must indicate the legal basis (the order of initiation of the investigation the Competition Council) and to study its intention to monitor and record a person's right to refuse the interview.

In accordance with the art. 67 and 68 of the Law No. 183 of exemption from Criminal Code penalties are established for violations of substantive and procedural rules of competition law and determined in accordance with the Law No. 183.

a) low gravity acts: the basic level is determined in the amount of up to 0.15 percent of total turnover in accordance with art. 67;

b) moderate acts: the basic level is determined at the rate of 0.15 to 0.25 percent of total turnover in accordance with art. 67;

c) serious acts: the basic level is determined at the rate of 0.25 to 0.45 percent of total turnover in accordance with art. 67.

Decisions, regulations and orders of the Competition Council may be appealed in accordance with Art. 41 of the Law No. 183, within 30 calendar days of receipt directly to the competent administrative court.

The full text of the Regulations can be found at the following address:

In Russian | In the state language

Parliament Act on Competition Legislation No. 183 as of 11.07.2012, published in Monitorul Oficial 193-197/667 as of 14.09.2012.

Law enters into force after publication, except provisions regarding the approval of the company obligations which take effect as of 01.01.2015.

Since its entry into force shall be deemed null:

Law on limitation of monopolistic activity and competition development No. 906 as of 01/29/1992

Competition Law defense No. 1103 of 30.07.2000.


 

Law on Amendment and supplementation of the Code of Administrative Offences of the Republic of Moldova

By Law on Amendment and supplementation of the Code of Administrative Offences of the Republic of Moldova no. 208 as of 17.11.2016 (which will come into force on 16.03.2017) was modified a fine amount of conventional unit, so that, from the date of 16.03.2017 a conventional unit will be equal to 50 lei, which will cause the essential change of imposed fine amount.

The Provisions of the Approval on Obligations, which are Offered by Enterprises

In accordance with the Decision of the Plenum of the Competition Council No.2of January 22, 2015, the Competition Council approved the "Provisions of the approval on obligations, which are offered by enterprises."



Under the clause c) of paragraph (1) of Article 41 and paragraph f) (6) of Article 46 of the Competition Law No.183 of July 11, 2012, in order to implement the Commission Communication on the corrective measures, that are acceptable under Council Regulation (EU) No. 139/2004, and on the basis of Council Regulation (EU) No. 802/2004 (2008 / C 267/01), published in the Official Journal of the European Union C-267/1 of October 22, 2008, the Plenum of the Competition Council approved the Provisions of the approval on obligations, which are offered by enterprises.

Regulation of Electronic Documents Management

Parliament of the Republic of Moldova adopted the Law on electronic signature and electronic document. The law establishes the legal status of electronic signatures and electronic documents, including the basic requirements for their validity and for certification services. (Law on Electronic Signature and Electronic Document №91 from 29.05.2014).

Changes and Additions to the Law on Internal Trade

The Parliament of the Republic of Moldova adopted the laws, which introduce changes and additions to the article 8 of the Law on internal trade No. 231 as of 23.09.2010. (Law No. 41 as of 21.03.2013 on introducing some legislative acts and Law No. 42 as of 21.03.2013 on introducing changes and additions to the article 8 of the Law on internal trade No. 231 as of 23.09.2010).

Law on State Control over Business Activity

As of first March 2013 comes into force the Law on State control of business activity.(The Law of the Parliament of the Republic of Moldova No. 131 as of 08.06.2012 on State control of business activity).

© 1997-2016 Law Firm "Brodsky Uskov Looper Reed & Partners"

SEO Promotion sem/seo/aso promotion

Brodsky Uskov Looper Reed & Partners is the largest company of legal advising and consultancy in the Republic of Moldova. It offers expertise in local and international jurisprudence and legal practice in matters related to business activities, interactions with state bodies, real estate, investment and other legal matters. The company a team of professional lawyers that provides paralegal services and legal assistance in business related domains like international companies registration, investment policies and juridical aspects, as well in other law suit assistance in domains like employment law, insurance law, probate law, family law, real estate jurisprudence and bankruptcy related services. Brodsky Uskov Looper Reed & Partners offers legal support and juridical consultancy services for local and foreign companies and their representations. It has a team of experienced attorneys and experts that provides legal consulting in issues of investments, project financing and representation of the companies in the relations with the local government and other state entities.